Репортаж из пережитого

Вот уже 68 лет прошло с начала Великой Отечественной войны советского народа против гитлеровской Германии. А память бывшего фронтовика постоянно воскрешает эпизоды именно того июня 1941 года.

Я вспоминаю себя благополучным парнем из простой рабочей семьи.

Папа – слесарь, мама – медсестра, и я – почти отличник, какая счастливая была семья. И какая счастливая жизнь в нашем небольшом городке Петергофе. Приближение войны как бы уже висело в воздухе, но все-таки не верилось, что она придёт так скоро. Что по этим тихим и мирным улицам проедут немецкие автоматчики на мотоциклах, загрохочут танки, а город постепенно станет превращаться в руины.

В первые дни июня мы наблюдали странную картину: в ясные солнечные дни, вдоль всех улиц города нескончаемым, цветным потоком вдруг стали пролетать бабочки и стрекозы. Малые ребята радовались и ловили летучую живность, а взрослые смотрели на это с удивлением и с некоторой опаской. «Не к добру это», - сказала моя мама.

А я подумал – уж не вражеские ли полчища согнали бабочек и стрекоз с полей Прибалтики ... Скорее всего, так это и было. А пока бушевал июнь ...

Буйством зелени поражали дубы и клёны в школьном саду. Бушевала радость в сердцах ребят: сдан последний экзамен! Мы, девятиклассники, перешли в десятый!

Словно символы разгромленной армии экзаменационных вопросов, валялись у скамеечек шпаргалки, листы из книг и тетрадей. И смотреть на них не хотелось. Нас тянуло на природу, к полевым цветам и травам.

В полдень 22 июня уставшие и счастливые от осознания того, что впереди еще так много прекрасных дней летнего отдыха, мы, группа одноклассников с букетами цветов возвращались домой с дальней прогулки. Шутили и мечтали о будущем, говорили о тренировках и предстоящих спортивных соревнованиях... Последние впечатления о светлых довоенных днях.

Итак, мы вернулись в Петергоф - один из прекраснейших пригородов Ленинграда. Мы ещё не знали силы врага, на вооружение которого работала промышленность всей Европы. Не знали о его коварном плане «Барбаросса», предусматривавшим молниеносно разгромить Красную Армию, уничтожить советское государство, захватить огромные территории нашей страны, уничтожить национальную государственность и культуру свободных народов СССР.

Никто не подозревал о секретнейшем нацистском «Генеральном плане «Ост» - уничтожить на Востоке 50 миллионов человек, остальных «германизировать» или превратить в рабов. Также не могли мы знать, что в Восточной Пруссии сосредоточивались группа армий «Север» с задачей в 3 месяца захватить Ленинград. Мы не допускали и мысли, что война придёт сюда, в наш Петергоф, живописные сады и парки, сказочный красоты дворцы и фонтаны, который называли и называют «Жемчужиной искусств».

Забегая вперёд. Приходится сказать, что Петергофу выпала тяжелейшая доля: по его территории пролегла линия фронта. 900 дней гитлеровские вандалы грабили, разрушали, взрывали всё, чем был так богат и прекрасен этот город. Руины, противотанковые рвы, окопы, блиндажи, минные поля – вот, что осталось в садах и парках после изгнания фашистов из Петергофа.

Мы знали одно – враг получит сокрушительный отпор, и сами готовы были «хоть сейчас» идти на фронт. Никто из нас не поверил бы, что войны хватит на долгих 4 года. Я начал репортаж о пережитом, но ввиду небольшого отступления должен сказать, что живу в Таджикистане 58 лет, в 3,5 раза больше, чем прожил в городе на Неве, где родился, где ходил в школу и где в 17 лет стал солдатом.

Невозможно забыть свою юность, свой город и подвиг славных защитников Ленинграда. Этот подвиг сложился из тысяч патриотических поступков простых ленинградцев к своей Родине. Враг приближался к Ленинграду, и потому командование приступило к созданию нескольких поясов оборонительных сооружений вокруг города.

Сотни тысяч жителей самого города и пригородов взяли в руки лопаты. Пока фронт ещё не приблизился, они совершали трудовой подвиг. Построили противопехотные и противотанковые препятствия, общая протяжённость которых была втрое больше расстояния от Москвы до Ленинграда. Военную форму одевали рабочие, интеллигенция, студенты, чтобы остановить рвавшегося я к городу врага.

10 дивизий народного ополчения и 14 артиллерийско-пулемётных батальонов дал Ленинград фронту. Было сформировано 90 истребительных и 79 рабочих батальонов. Многие, из которых приняли участие в боях. В Петергофе тоже началась запись добровольцев.

500 не подлежащих мобилизации в армию жителей Петергофа и посёлка Стрельны стали бойцами 78-го и 79-го истребительных батальонов. Среди добровольцев были и мы - комсомольцы петергофских школ. Истребителям сразу пришлось включиться в дело.

Обстановка на фронте становилась всё более сложной. К началу сентября с запада и юга на Ленинград надвигалась группа армий «Север», а с Карельского перешейка наступала финская армия.

Превосходство в силах было на стороне врага, который не только блокировал город, но и предпринимал бешеный натиск, чтобы ворваться в него. «Ни шагу назад!» - требовал приказ. И на рубеже Лигово, Кискино, Верхнее Койрово, Пулковские высоты, Московская Славянка, Шушары, Колпино войска 42-й и 55-й армий непрерывными контратаками заставили гитлеровцев 17 сентября перейти от наступления к обороне.

Но днём раньше на стыке 42-й и 8-й армий врагу ценой больших потерь удалось захватить посёлки Урицк и Володарский. Он вклинился здесь и вышел к Финскому заливу, отрезав часть 8-й армии от Ленинграда. На побережье залива, в 40 километрах западнее Ленинграда образовался Ораниенбаумский плацдарм (его длина по фронту была 65 километров).

Утром 19 сентября, выполняя приказ Г.Жукова (он тогда командовал Ленинградским фронтом в самое трудное время – с 10 сентября по 7 октября), 8-я армия перешла в наступление на Красное Село. Ослабленная в предыдущих сражениях, взять его она не смогла. Однако отвлекла часть сил противника с решающего участка – из-под Урицка.

Целый день шёл бой. Враг контратаковал пехотной и танками, бомбил, а 20 сентября он сам бросил здесь в наступление 4 дивизии. Главный удар - через Петергоф на Ораниенбаум - цель ликвидировать наш приморский Ораниенбаумский плацдарм.

На этом участке путь врагу преграждала немногочисленная 10-я стрелковая дивизия и 3 роты моряков из 1-й отдельной бригады морской пехоты. Войск не хватало, 3-километровый участок фронта к югу от западной окраины посёлка Стрельна оказался открытым. Вот тогда дошла очередь и до нас.

Ночью 20 сентября наши 78-й и 79-й истребительные батальоны, вооружённые несколькими пулемётами и винтовками, по приказу командира 10-й стрелковой дивизии генерала М. Духанова, совершили 7-километровый марш-бросок и вышли на линию боевых действий. Мы закрыли брешь в обороне. Вперёд сразу ушла разведка.

Она установила, что нам предстоит бой с 2 батальонами опытного, наглого врага, многократно превосходившего нас численностью и вооружением. Ночью 20 сентября командира нашего истребительного батальона С. Маракуева вызвал командовавший укреплённым районом генерал М.Духанов. Он дал приказ вывести батальон на передовые позиции и закрыть хотя бы на полдня брешь.

Тёмной ночью, после 7-километрового [марша], мы заняли оборону западной окраины Стрельны до станции Красные зори протяжённостью 3 километра. Не успело подняться солнце, как под прикрытием сильного минометного и артиллерийского огня противник стал накапливаться для атаки. Его подразделения сосредоточивались в лесу и были почти неуязвимы для нашего стрелкового оружия.

Но нам помогли моряки-корректировщики с линкора «Марат». Получив координаты леса, занятого противником, они передали их на свой корабль, стоявший на середине Финского залива, как раз против Стрельны. Вскоре над нашими головами запели тяжёлые снаряды «Марата», они стали рваться в самой гуще скопления противника.

3 залпа корабельных орудий сорвали их первую атаку, но примерно в 11 часов фашисты двинулись на наши позиции. Батальон встретил их дружным огнём из пулемётов и винтовок. Бой продолжался несколько часов, временами он переходил врукопашную.

Не менее полутора сотен солдат противника лежали перед нашими окопам. Но и наш истребительный батальон потерял убитыми и ранеными более 80 человек. Поднимая бойцов в контратаку, был убит вражеской пулей командир второй роты В. Юровский.

Смертью храбрых пал первый номер пулемёта «максим» Саша Землянников. Погиб мой сверстник, 16-летний Володя Еншин.

Пример отваги в этом бою показали командир первой роты С. Гольдшмидт и командир взвода, мой бывший школьный учитель И. Канышев.

Они за это были награждены орденами Красной звезды. Умело руководил боем командир батальона, бывший работник милиции С. Маракуев. Во время контратак, отлично владея винтовкой, он уничтожил более двух десятков гитлеровцев.

Уже кончились боеприпасы, когда в 6 вечера поступил приказ генерала М. Духанова батальону оторваться от противника и следовать в Петергоф. Для прикрытия была оставлена первая рота, которая продолжала бой и только ночью присоединилась к батальону в Петергофе. Потом мы узнали, как важно было задержать фашистов в тот опасный момент.

Если бы 78-й и 79-й истребительные батальоны отступили перед превосходящими силами врага, то фашисты бы могли беспрепятственно выйти в тыл нашим воскам, расположенным на южной и западной окраинах обороны Ораниенбаумского «пятачка». А этот «пятачок» сыграл впоследствии очень важную роль во всей Ленинградской эпопее, продолжавшейся 900 дней. Но «истребители» выполнили свою задачу.

Враг не только понёс [потери] на участке, где рассчитывал почти беспрепятственно прорваться в тыл нашим частям, державшим оборону на южном и западном обводах Ораниенбаумского «пятачка». Враг потерял главное – время, целые сутки. А в это время из Ленинграда по Финскому заливу прибыло подкрепление - моряки и пехотинцы.

Они заняли рубеж между Старым и Новым Петергофом, который удерживали до самого разгрома немцев под Ленинградом. Если бы гитлеровцам осенью 1941 года удалось столкнуть в Финский залив приморскую оперативную группу, занимавшую Ораниенбаумский плацдарм, это создавало бы прямую угрозу главной базе балтийского флота – Кронштадту, а значит и самому Ленинграду.

oleg sobolev

Олег Соболев. Из книги "Война, Победа, Сердца боль. Таджикистан в боевом строю" (2009 год), с. 81-86

Материал опубликован в рамках общественного проекта "Победу помним поименно" в честь 75-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Проект реализуется Экспертным клубом "Урал-Евразия" совместно с ИАЦ "Институт Евразийской политики".

Просмотров: 1132