Тюркский фактор в развитии Центральной Азии

В конце 2021 года прошёл VIII саммит Совета сотрудничества тюркоязычных государств, который небезосновательно вызвал бурную реакцию в международном экспертном сообществе.

Причин сразу несколько— это и переименование Совета в Организацию тюркских государств, и фотография Реджепа Тайипа Эрдогана с картой «тюркского мира», которая за несколько дней облетела мировые СМИ и получила самые разные оценки-коннотации.

Для России политизация тюркского вопроса – это уже не новость, атревожная реальность, требующая более пристального внимания к проблемамсохранения историко-культурного наследия народов России и Центральной Азии, включающей предупреждение общих угроз безопасности (распространение религиозного и национального экстремизма, идеологии пантюркизма, искаженных трактовок событий общей истории).

Обсуждение острых вопросов, связанных с текущей конфигурацией тюркского фактора в современных международных отношениях, прошло 26 января в рамках международного экспертного брифинга «Риски политизации тюркского фактора на пространстве СНГ». Организатором мероприятия выступил Центр геополитических исследований «Берлек – Единство» (г. Уфа, Россия). В брифинге приняли участие около 40 экспертов из Уфы, Казани, Барнаула, Москвы, Нур-Султана, Алма-Аты, Бишкека, Ташкента и Нукуса.

Как бы не назывался наш общий дом, но нам всегда удавалось многое

Модерировал мероприятие политолог Центра «Берлек - Единство» Артур Сулейманов. Открывая международную дискуссию, он выделил три измерения тюркского фактора в России и странах Центральной Азии:

- Тюркский фактор для наших стран имеет неподдельную ценность. С одной стороны, это неотъемлемый элемент общероссийской культуры. Тоже можно сказать и о других республиках, например, Казахстане, Кыргызстане или Узбекистане. С другой стороны, это особый культурный код в формате СНГ, который способствует формированию близких взглядов на многие региональные и мировые процессы, оказывает положительное влияние на межгосударственные и международные инициативы наших стран. И, наконец, в-третьих, тюркский фактор имеет мировое значение, т.е. не ограничивается отдельной страной или отдельным регионом.

Более того, мне бы хотелось дополнить и сказать, что тюркский мир не нуждается в усилении позиций отдельной страны. Россия в этом вопросе выбирает конструктивность и выступает за существование множества центров тюркоязычной культуры. Да, и любые попытки политизировать тюркоязычные проекты, гуманитарные, культурные, образовательные будут находить своих противников.

С приветственным словом и докладом к участникам брифинга обратился директор Центра геополитических исследований «Берлек - Единство» Радик Мурзагалеев. В своём выступлении он акцентировал внимание коллег на общеисторических сюжетах развития тюркского фактора в Евразии:

- В Российской Империи или в Советском Союзе, как бы не назывался наш общий дом, но нам всегда удавалось многое. Во многом благодаря непрерывности уникального в истории процесса взаимного культурного обогащения и поддержки. Да, этот процесс протекал довольно болезненно, периодами противоречиво. Тем не менее, несмотря на все сложности он увенчался возникновением новых государственных образований, в том числе Хорезмской Народной Советской Республики, Бухарской Народной Советской Республики.

Мы все понимаем, сколь велико значение тюркского, как и других равновеликих культурных факторов в жизни наших государств. Важно держать в памяти, что за годы существования и развития в рамках единого государства общими усилиями была создана основа для промышленного, аграрного, культурного подъема наших народов. 

Ректор Башкирской академии государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан Данияр Абдрахманов рассказал об образовательной составляющей тюркского фактора в российско-центральноазиатском сотрудничестве:

- Непременным атрибутом качества деятельности современного вуза является масштаб и эффективность его международных связей. Это показатель степени включенности вуза в международное образовательное пространство и одновременно возможность использования передового мирового опыта и выработка перспективной модели развития. В настоящее время БАГСУ поддерживает устойчивые связи с высшими учебными заведениями ближнего и дальнего зарубежья. И особое внимание, конечно же, уделяется сотрудничеству со странами Центральной Азии. Поэтому важно усиливать образовательный компонент российско-центральноазиатского сотрудничества, позволяющийрешать проблемы политизированности культуры через качественное образование и интеллектуальность студенческой молодёжи.

Известный эксперт, профессор кафедры политологии и права Московского государственного областного университета Сергей Федорченко в своем выступлении обозначил цифровые и культурные риски политизации тюркского фактора:

- Наибольшие риски политизации тюркского фактора можно ожидать от эффекта наложения двух процессов:неконтролируемой, лавинообразной цифровизации, с одной стороны, и манипуляции историческим сознанием, с другой стороны. Спусковым крючком здесь будет рост социального неравенства, рост диспропорции между группами населения. Также нельзя забывать, что в дестабилизация общественного порядка могут быть заинтересованы различные кланы, чтобы ослабить существующую власть и инициировать процесс перераспределения ресурсов. Особую опасность в политизации культуры несут технологии искусственного интеллекта, нейронные сети и т.н. дипфейки.

Опыт межкультурного взаимодействия народов Евразии бесценен

Заведующая кафедрой востоковедения Алтайского государственного университета, научный сотрудник НОЦ алтаистики и тюркологии «Большой Алтай» Юлия Лысенко в своём докладе остановилась на исторических факторах взаимодействия тюркских народов России и Центральной Азии:

- Хотела бы отметить, что исторический опыт межэтнического и межкультурного взаимодействия народов Евразии и СНГ бесценен. Он обуславливает потенциал нынешнего сотрудничества государств в абсолютно всех сферах. Конечно, наше историческое прошлое должно анализироваться всесторонне. И в рамках нашего, уже постояннодействующего, экспертного клуба обсуждаются все грани общей истории - как горестные, так и победные. Поэтому на экспертном уровне мы не можем отрицать того, что тюркский фактор сегодня значительно политизируется. К примеру, мы понимаем, насколько некоторые интеграционные объединения под эгидой Турции исторически неоправданно. Безусловно, тюркский мир Центральной Азии исторически всегда притягивался к Евразийскому пространству.

Тему политизации межэтнических отношений продолжил председатель комиссии по миграции Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы Юрий Московский. По его словам, политизировать можно любое явление при наличии условий и средств, а тюркский фактор в этом отношении не исключение:

- Здесь очень важны демографические процессы. К примеру, радикальные идеи могут распространяться и популяризироваться в молодёжной среде. При этом этнические факторы будут только ширмой, за которой спрячутся интересанты с собственными целями. Отмечу также, что здесь очень активно используются и миграционные процессы. Различные деструктивные ксенофобские настроения тоже выгодны определенным мировым игрокам, которые могут разыграть эту карту в любой момент. Это значит, что мы должны пресекать подобные негативные явления.

Экономические основы взаимодействия народов России и государств Центральной Азии осветила заведующая кафедрой экономической безопасности, учета, анализа и аудита Алтайского государственного университета Инна Санникова:

- Конечно, общее историческое прошлое наших народов - это важнейшее наследие. Однако помимо этого, стоит и смотреть на будущее нашего сотрудничества. Как мне кажется, потенциал близости наших народов можно раскрыть через экономическое взаимодействие государств. К примеру, мы проводили исследования области товарообмена приграничных регионов России и стран Центральной Азии. Из показателей товарооборота очень заметна разница в процессах индустриализации наших стран. Если российский экспорт постепенно увеличивает добавленную стоимость, то из стран Центральной Азии в основном поступают продовольственные товары и сырье аграрного сектора. Это значит, что индустриализация в России идет более высокими темпами. Здесь мы можем обратиться к нашему коллаборативному потенциалу. Мы должны использовать близость наших народов для того, чтобы развивать экономики наших государств.

Казахстанский журналист и независимый политолог Замир Каражанов отметил, что поступательные процессы глобализации размывают следы общности тюркских народов Евразии:

- В современном информационно-цифровом мире легко увидеть, как происходит искажение общей истории и наследия тюркоязычных народов России и Центральной Азии внешними силами. Таким образом внешние игроки хотят ослабить культурное притяжение между нашими странами. Мы со своей стороны, конечно, должны противопоставить этому реальные кейсы нашей культурной близости. Одним из ключевых аспектов, способствующих сохранению межнационального согласия, является неоценимый вклад писателей и поэтов – представителей тюркских народов. При этом, многие из них особое значение придавали русскому языку, призывая современников и потомков к его изучению.

Турецкая активность вызывает вопросы

Молодой ученый факультета Международные отношения Университета Мировой Экономики и Дипломатии Республики Узбекистан Умарбек Нуриддинов рассказал присутствующим о том, что политика «мягкой силы» Турции в Республике Узбекистан сегодня наращивает свои обороты:

- Узбекистан и Турция очень активно сотрудничают в сферах культуры и образования. Неоднократно Р. Эрдоган лично в своих высказываниях опирался на творчество известных узбекских писателей. Усиливается взаимодействие и в науке. Всё больше научных институтов и образовательных учреждений Узбекистана выстраивают сетевые коммуникации с турецкими коллегами. При этом в Ташкенте часто подчеркивают, что узбекистанская сторона в этих вопросах отходит от политизации и делает акцент на продвижении образовательных и просветительских программ. Дело в том, что в последние несколько лет в нашей стране наблюдается рост интереса молодёжи к изучению турецкого языка. В свою очередь эти процессы обусловлены тем, что знание турецкого позволяет молодым людям трудоустраиваться в крупные компании Турции, функционирующие в Узбекистане. Это ещё раз подтверждает, что сотрудничество народов выстраивается через экономику.

Тему внешнеполитической активности Турции и значимости для последней тюркского фактора продолжил канд. филос. наук, доцент кафедры «Иностранные языки и гуманитарные дисциплины» Ташкентского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова Равшан Назаров:

- Турция – одна из немногих азиатских стран, которая никогда не была в колониальной или иной политической зависимости от других государств. Это отличает турков от всех других тюркских этносов. И если другими тюркскими этносами «имперский синдром» переживается прежде всего как «колониальный синдром», т.е. синдром «бывшего подданного», то для Турции – «имперский синдром» – это возрождение идей «пантюркизма», «пантуранизма». Тем более что в истории Турции период Османской империи занимает особое место. И политические круги Турции если не в прямой, то хотя бы в какой-либо форме стремятся к возрождению былого величия, особенно после распада СССР и появления на политической карте мира ещё пяти независимых тюркских государств. Именно на это направлена активность Турции в развитии деятельности таких организаций как ТЮРКСОЙ и другие.

Необходимо активно выстраивать свое понимание тюркского мира, безоглядки на внешние силы

Председатель Правления общества русско-туркменской дружбы «Соотечественник» Максат Сапармурадов в своем выступлении призвал не преувеличивать роль Турции в жизни тюркского мира:

- В качестве тюркообразующего центра предпочтительней было бы видеть Алтай, что обосновано исторически. В то же время справедливо звание столицы тюркского мира, присвоенное городу Туркестан – это был своевременный ход Н. Назарбаева. И не надо забывать, что современные турки – это потомки тех, кто шел из центральноазиатского региона. Поэтому наша задача на текущий момент – это возглавить развитие тюркского мира, направить его в правильное русло. Важно сохранить понимание того, что родина тюрков – это Алтай.

Последним выступил аналитик Центра «Берлек-Единство» Булат Мурзагалеев. Спикер акцентировал внимание участников мероприятия на недавних событиях и их возможных причинах:

- С начала девяностых Казахстан активно взаимодействует с ключевыми материковыми и общемировыми игроками. Это касается многих аспектов, в том числе и образования с религией.Далеко не самое последнее место среди внешних партнеров центральноазиатского государства занимает Турция. Три десятилетия Анкара активно способствует развитию религиозной школы, формально являющейся светской, но на деле же неоднократно уличенной в распространении радикальных и околорадикальных взглядов. Отдельного внимания заслуживают и турецкие усилия по строительству «тюркского мира», с центром в Анкаре.

Отмечу, что этнический вопрос – это богатейшее подспорье для влияния на маргинализированную часть общества. В особенности в деле усиления конфликтогенности последнего. Поэтому можно констатировать крайне высокую необходимость усиления контроля над внешним вмешательством в ключевые социальные сферы жизни государства, а возможно и их ограничение. Это нисколько не повредит политике многовекторности, но позволит сформировать «границы дозволенного». Многие крупные игроки о таковых, как правило, не задумываются.

Содержательная часть мероприятия, мнения и комментарии актуализировали в итоге необходимость дальнейшей совместной работы тюркологов евразийского региона. При этом в своей деятельности они должны руководствоваться следующими принципами:

1. Центральноазиатскому регионуи России необходимо активно выстраивать свое понимание тюркского мира, без оглядки на внешние силы. Это, во-первых, позволит сформировать собственную концепцию межкультурного взаимодействия, а во-вторых, нивелирует негативные тенденции внешнего влияния на сознание общественности.

2. Говоря об исторических аспектах возникновения и дальнейшего развития тюркского мира необходимо помнить о том, что родина тюрков – это часть России – Алтай. В России же проживает множество тюркоязычных народов. Все они в единении со славянскими, финно-угорскими народами сформировали общероссийскую идентичность, ярко характеризующую высокую эффективность полиэтничной политики центра. При этом национальное самосознание российских тюрков не только не снижается, но активно развивается.

3. Процесс воспитания молодых поколений долженориентироваться на принципы межнациональной дружбы и культурного взаимообогащения. Недопустимы «тянуть одеяло на себя», что во многом характерно для турецкой внешней политики.

Центр «Берлек-Единство»
Просмотров: 428