Казахстан и Россия: возможности сотрудничества в интернет-пространстве

Транскрипт выступления руководителей крупнейшей блог-площадки в Казахстане “Your Vision” Бекежана Кембаева и Рустама Ниязова, которое состоялось на шестом заседании экспертного клуба "Урал-Евразия" 27 февраля 2015 года в Екатеринбурге.

Бекежан Кембаев, учредитель блог-платформы “YourVision”

Рад Вас приветствовать! Скорее всего вы не знаете про наш проект, поэтому я немного о нем расскажу. 1 июня 2008 года мы запустили блог-платформу «YourVision», что означает «твое видение», видение каждого человека: он открывает свой блог и пишет о том, как он видит этот мир, пишет на разные тематики. Тематики у нас свободные, люди сами выбирают.

Когда мы запустили платформу в 2008 году, мы столкнулись с тем, что в отличие от России в Казахстане люди не понимали, что такое блоги. Получилось так, что очень мало людей понимало, что это такое, никто не писал, у нас было очень мало авторов. И нам пришлось целый год провести в обучении людей тому, что такое блоги, приходилось писать самим, хотя я сам не творческий человек, больше человек бизнеса, но даже мне приходилось писать статьи на определенные темы и показывать людям как пример, как это нужно делать и для чего вообще нужна блог-платформа, каких целей можно на ней добиться.

На сегодняшний день наша платформа вошла в двадцатку крупнейших сайтов в Казахстане и является крупнейшей по формату – крупнейшей блог-платформой в стране. Есть еще пара таких проектов, но они очень сильно отстали в плане того, что у них маленькая посещаемость. Мы успели занять эту нишу. 

bekezhan kembayev

На фото: Бекежан Кембаев
Рустам Ниязов, главный редактор блог-платформы “YourVision”

Мне очень приятно видеть столько юных лиц. Надеюсь, нам удастся рассказать вам не то, что положено, а то, что вам реально поможет в вашей блогерской деятельности. Я, честно говоря, редакторствую недолго, всего три года, и до этого платформа в принципе не имела такого понятия, как редакторство, а развивалась в режиме самообеспечения. И у нас до сих пор практически каждый день происходят споры редакции с разработчиками о том, в каком направлении должна развиваться современная молодежная блог-платформа. С чем это связано? С чем связаны споры о том, какая блог-платформа нужна молодежи?

На самом деле все эти споры крутятся вокруг главной темы – молодежь и текущая среда жизни, которая их окружает и в которой они живут. Те, кто заинтересован в том, чтобы оказывать на молодых людей влияние, давать им какую-то полезную и по-настоящему жизненную информацию, - такие люди заинтересованы в том, чтобы были некие площадки, где молодые люди могли бы себя с успехом реализовать, могли бы рассказывать что-то интересное из того, что они видят повседневно и, конечно же, предлагать новый формат: откочевываться, развивать свой собственный формат в каких-то своих направлениях.

Это то, как нас видит государство, именно на этом строятся наши отношения с государством. Государство, образно говоря, благожелательно нам кивает, говорит: «Ребята, стройте блог-платформу таким-то образом, мы, конечно, вам никаких блокировок не устраиваем, мы молодая развивающаяся демократия, у нас все открыто. Дискутируйте обо всем, рассказывайте обо всем, что интересно молодым людям, но, пожалуйста, всегда придерживайтесь принципа, в котором интересы государства и страны должны учитываться». То есть работа с большими открытыми блог-платформами в Казахстане строится на том, чтобы мы, как редакторы, например, несем некую ответственность за то, что и каким образом публикуется на наших страницах.

rustam niyazov

На фото: Рустам Ниязов

[Из аудитории задан ряд вопросов о давлении на редакторскую политику блог-платформы со стороны государства и запрете к публикации различных материалов]

Рустам Ниязов: На нас никто не давит и не запрещает нам публиковать материалы. Вполне конкретные запреты есть, но они основаны на законе. Например, осенью прошлого года прокуратура оповестила все СМИ о том, что появившиеся в сети ролики ИГИЛ, агитирующие граждан Казахстана присоединиться к движению, запрещены к републикации. Причем это запрет именно от прокуратуры. Нам не затыкают рот – это запрет, основанный на законе, согласно которому в нашей стране запрещено разжигание религиозной и социальной розни.

С другой стороны, даже без запрета, ни один здравомыслящий редактор по этическим причинам не станет публиковать такой материал на собственном ресурсе, т.к. это является откровенной пропагандой экстремизма, нацеленной на умы поддающейся на чужое влияние молодежи.

Бекежан Кембаев: Другой вопрос – запрет на распространение слухов. У нас в прошлом году был такой случай, когда через WhatsAppбыл распространен слух о том, три казахстанских банка скоро разорятся, срочно снимайте депозиты. На самом деле почвы для этого не было, но это вызвало такой ажиотаж среди людей, что все побежали в эти банки снимать деньги. А у банка нет столько наличных денег, чтобы выдать все депозиты деньгами, и этот слух вызвал панику. По таким вопросам мы стараемся работать с государственными органами не потому, что мы от них зависим, а потому что мы тоже переживаем за ситуацию в стране и в целом у нас политика поддержки молодежи, мы не агитируем спиртное или курение. И здесь мы также стараемся не вызывать панику, не распространять слухи. Наоборот, вместо того, чтобы публиковать этот слух, мы собрали всю информацию о том, как появился этот слух, как он начал набирать силу, откуда источники, и полностью раскрываем эту историю, показываем людям, что не нужно поддаваться на такие провокации. И такие разные случаи бывают очень часто, тот же ИГИЛ.

Мы сами стараемся выходить на госорганы и объясняем им, что схема цензуры, где надо все убирать и закрывать, она сейчас не работает, потому что это Интернет. Если образуется вакуум, то он заполняется д…ом, прошу прощения за грубость. Но так и есть на самом деле, мы им говорим: «Не давайте повода создавать этот вакуум, нужно всегда снабжать СМИ информацией», причем у официальных органов всегда есть информация, которая дополняет или опровергает те или новости. Но они не умеют ее подавать. Именно поэтому мы стараемся делать так, чтобы госорганы не закрывали, не запрещали, не удаляли, а именно объясняли. Если вышла статья, порочащая государство, не нужно удалять ее – нужно дать комментарий или написать ответную статью, пояснить людям, чтобы они понимали, что происходит, вместо того, чтобы они сидели и гадали или, что хуже всего, сами выдумывали что-то дальше. В этих условиях люди и поддаются на провокации. Нужно тушить пожар в зародыше, объяснив людям, что происходит на самом деле. Мы стараемся работать в этом плане.

[Вопрос из зала о количестве блогеров на площадке YourVision]

Бекежан Кембаев: У нас на площадке есть от тысячи до двух тысяч активных блогеров, которые пишут, и из них Рустам как редактор какие-то статьи выводит на главную, топовую страницу. Туда попадает человек 100-200, кто действительно хорошо пишет.

Рустам Ниязов: Каждый [день] примерно тридцать авторов размещаю.

Бекежан Кембаев: Каждый день тридцать авторов попадает на главную страницу с хорошими интересными статьями. Для нас показателем является посещаемость уникальных пользователей. Сейчас понятия главной страницы, количества подписчиков ушли на второй план. Сейчас благодаря соцсетям уже не важно, сколько у него подписчиков на блог-платформе. Главное – насколько качественно написан материал. От этого будет зависеть охват в соцсетях. Сегодня, благодаря соцсетям количество подписчиков уже не имеет значения. Если у автора один подписчик, но материал получился хорошим, его могут прочитать сотни тысяч людей.

[Вопрос из зала о том, кто такой сегодня казахстанский блогер, что это за люди и откуда они приходят на блог-площадку]

Бекежан Кембаев: Когда мы открывали платформу, у нас действительно вообще не было пользователей, которые понимали, что такое блоги. Они знали, что такое форумы, но не понимали, зачем нужны блоги. И первой стадией работы нашей платформы стало обучение людей – мы брали активных людей в Интернете и просили их написать статью для нас, на нашей платформе. Взамен они получали аудиторию, которая их комментировала. Любой автор хочет иметь свою аудиторию. Это был первый этап. Кто такие блогеры у нас на данный момент? Это ребята, которые были школьниками, когда мы только начинали, они потихоньку научились развивать свое направление благодаря тому, что писали на какую-то свою тему. Потом благодаря этому они нашли работу: их начали читать на нашей платформе и какая-нибудь крупная компания приглашала их к себе, например, пиарщиком, потому что он хорошо себя проявил в написании обзоров и т.п. И сегодня портрет нашего пользователя – это часть людей, которые выросли на платформе и сейчас работают где-то в крупных компаниях, уже профессионально пишут на какие-то свои темы. И есть авторы, которые хорошо освещают социальные вещи, они пишут у нас.

Сейчас мы проводим работу над тем, чтобы с «фейсбука» приглашать к себе интересных авторов, давать им площадку и большой охват аудитории. И многим писать на блог-платформе нравится больше, чем в «фейсбуке», потому что у нас больше инструментов. Блог-платформа – это сервис для поста, она позволяет хорошо опубликовать пост: вставить туда фотографии, видео, ссылки, также есть возможность комментирования. Причем мы даем автору возможность самому модерировать комментарии, то есть мы перенесли ответственность по комментариям с себя на авторов: если ему не нравится какой-то комментарий, он может его убрать.

[Вопрос из аудитории о том, где сегодня казахстанская молодежь больше всего общается в пространстве интернета – в каких соцсетях, на каких площадках]

Бекежан Кембаев: Мы сегодня стараемся перетянуть одеяло на себя, чтобы на нашей платформе обсуждались социальные и острые вопросы от качества дорог отдельных городов до проблем государственного уровня, чтобы это обсуждение влияло на улучшение жизни наших граждан.

Единственной площадкой, где тоже обсуждают подобные проблемы, является «фейсбук». Но какая разница между нами и «фейсбуком»? Во-первых, у нас по функционалу больше возможностей опубликовать нормальную статью. Кроме того, если эта тема интересна и нам, то мы помогаем ее продвигать в соцсетях. Второе, это то, что «фейсбук» обезличен. Например, мы постоянно проводим встречи с нашими пользователями, проводим большие конференции. Любой, кто знает нашу блог-платформу, он знает всю команду, всю администрацию: кто за что отвечает, кто руководитель, кто редактор. Мы всегда на виду. Попробуйте обратиться в «фейсбук»: «Кто у вас главный редактор или программист»? Вам или не скажут, или не найдете такой информации. А к нам может любой позвонить и сказать, что пишет сейчас статью и можно ли ее как-то поддержать.

Многие говорят, что «Фейсбук» - это наш конкурент, который через какое-то время нас убьет. Мы в прошлом году серьезно проанализировали ситуацию с нашей платформой и поняли, что «фейсбук» как таковой нам не конкурент в плане того, что социальная сеть – это каналы распространения. Если мы будем их правильно использовать, то наша платформа будет развиваться. А если мы будем считать, что это наши конкуренты и как-то бороться с ними, то это неправильно – мы не можем бороться с таким гигантом, как «Фейсбук», мы просто не выживем. Мы считаем, что это грамотный канал распространения. У нас есть собственный корпоративный блог на «Фейсбуке», куда мы выносим статью пользователя с нашего сайта. «Фейсбук» нам приносит дополнительно 2-3 тысячи человек аудитории просто по переходам. А если очень интересный материал, то с «Фейсбука» приходит 10-20 тысяч человек в день. То есть это просто канал распространения.

Кроме этого «фейсбук» дает нам новых авторов. Мы видим людей, которые пишут на остро социальные, интересные темы или про авто. Мы им просто говорим, чтобы писали у нас, а мы все равно будем переносить в «Фейсбук». Они ничего не теряют, но получают дополнительную аудиторию и поддержку администрации. В дальнейшем они могут монетизировать свой блог, это уже будет несложно делать. Потом, когда рекламодатель спрашивает нас, кто хорошо пишет на какие-нибудь темы, мы говорим, что есть человек, который готов за гонорар написать отличную статью.

Если говорить о других соцетях, то мы анализируем, где находится наша потенциальная аудитория. В «Моем мире» на данный момент, если судить по возрасту, то там больше совсем молодые ребята, школьники, грубо говоря, а также казахоязычная аудитория. Есть люди, которые по-русски не понимают, и большая их часть находится в «Моем мире». «ВКонтакте» больше студенты, там больше русскоговорящая аудитория. И основная масса наших пользователей, на которую мы ориентируемся, это «Фейсбук». Мы видим, что «Фейсбук» - это место, где нам еще нужно поработать, потому что там уже созревшая аудитория. 40% нашей аудитории – это люди от 25 до 35 лет, а еще несколько лет назад это были люди от 18 до 25 лет. В течение трех лет благодаря редакторской политике, нашей политике, которая выстраивает платформу как серьезную площадку, нам удалось изменить аудиторию в возрастном плане, возрастная планка выросла.

[Вопрос из аудитории о том, как нужно подавать информацию о евразийской интеграции молодежи, чтобы она доходила до умов молодых людей]

Рустам Ниязов: Какой контент может работать на идею евразийской интеграции? На мой взгляд, это в первую очередь юмор. Это любая информация, которая касается каких-то общих тем, каких-то общих страстей, какие-то шутки. Конечно же, война, в какой-то степени образование. Есть большое количество общих точек, которые будут вполне сносно наводить мосты между людьми разных стран. Это очень большая тема, которая достойна отдельного обсуждения, поэтому я постараюсь просто обозначить мысль. Когда мы говорим о блогинге масштаба, например, «русского мира», то здесь есть темы совершенно не скучные для того, чтобы расширять сотрудничество и укреплять связи, создавать какие-то взаимополезные реально работающие проекты, особенно чисто коммуникационные, которые работают только на русском языке. Людей моего поколения объединяет то, что мы родились в Советском Союзе, и это уже никак не исправишь. Это старые кандалы, которые когда-нибудь должны уйти. И с нами уйдет эта старая эпоха. Сейчас мы пока живем в одной стране, где границы очень условны. И, честно говоря, я ничего ужасного в этом для себя не вижу. Но я знаю, что люди моложе меня уже могут этот ужас вполне осознать. И я бы хотел, чтобы этот рывок, когда старшее поколение уже ничего не может объяснить младшему, для нас прошел безболезненно, чтобы не было каких-то эксцессов. И для меня одним из выходов являются такие проекты, которые, в первую очередь, связаны с русским языком.

Просмотров: 11935