Центральная Азия: сценарии развития после пандемии

Какое воздействие окажет на государства Центральной Азии пандемия COVID-19? В какие сценарии развития воплотятся эффекты глобального вызова? В чем специфика каждого из этих сценариев?

Ответы на эти вопросы представили участники онлайн-презентации экспертного доклада: «Центральная Азия: сценарии развития после пандемии», состоявшейся 26 июня на площадке МИА «Россия сегодня».

В работе диалоговой площадки приняли участие эксперты из России, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана. Доклад, подготовленный по инициативе Политологического центра «Север-Юг» совместно с экспертной платформой «Большая Евразия»,представил коллегам автор доклада – координатор экспертной платформы «Большая Евразия» Сергей Масаулов.

Он подробно охарактеризовал ситуацию, сложившуюся в каждой из стран Центральной Азии в первой половине 2020 года, отметив, что главной ее чертой стало почти хрестоматийное влияние сложного положения в экономике на политику и на все сферы общественной жизни.

Воздействие пандемии существенно ухудшило положение, несмотря на меры, предпринятые правительствами пяти центральноазиатских государств.В первую очередь произошел спад в сфере услуг. Объемы производства и новых заказов, в том числе экспортных, сокращаются быстрыми темпами. Наиболее пострадали сектор туризма и гостиничный бизнес, операции с недвижимостью и транспорт. Продолжает снижаться выпуск в отраслях промышленности. Существенно уменьшились объемы международной торговли. Ослабление потребительского и инвестиционного спроса ведет к приостановке работы организаций, многие из которых вынуждены сократить численность персонала.

В среднесрочной перспективе влияние на страны Центральной Азии окажет социально-экономический кризис, который не обойдет в 2020 году ни одну страну. И если не сломать нынешние тенденции, государства региона рискуют выпасть даже из «полупериферии» мирового развития.

В этих условиях элитам стран региона неизбежно придется делать выбор с учетом наблюдаемого тренда макрорегионализации мира – распада единой глобализированной системы на несколько крупных регионов.От этого выбора будут зависеть возможные сценарии развития каждого из государств.

- Выбор конкретного сценария является исключительной прерогативой национальных элит центрально-азиатских обществ, и на этом пути концепция ограничения интеграции только экономической сферой взаимодействия стала нежизнеспособной,– подчеркнул С.Масаулов.

Объективную необходимость региональной интеграции подтвердил в ходе обсуждения тезисов доклада директор Центра перспективных исследований в Кыргызстане Геннадий Карабанов.

Констатировав крайне сложное текущее социально-экономическое положение в республике, он выразил надежду на то, что Кыргызстан сможет преодолеть «великую депрессию» только с опорой на мощных региональных соседей.

- Великие державы, я имею в виду Россию и Китай, имеют огромный потенциал борьбы с различного рода угрозами, в том числе с угрозой распространения болезни и преодоления экономического спада. Малые страны более уязвимы перед такими угрозами. Поэтому нам важно создать с такими странами совместные финансовые, технические, медицинские, кадровые, транспортные, защитные механизмы. Наши эксперты готовы присоединиться к работе в этом направлении, – отметил Г.Карабанов.

Главный редактор информационно-аналитического портала UzMetronom (Узбекистан) Сергей Ежков рассказал о преодолении пандемии COVID-19 в Узбекистане. Он подчеркнул, что в течение карантинного периода в республике не останавливали работу «бюджетообразующие» предприятия, что позволяло сглаживать в определенной степени кризисные эффекты.

Относительно перспектив развития ситуации эксперт высказал убеждение по поводу того, что республика будет придерживаться курса на интеграцию.

- То, что мы недавно подтвердили намерение стать хотя бы страной-наблюдателем в Евразийском экономическом союзе, свидетельствует: мы приветствуем интеграцию прежде всего с теми, кто нам близок и по недавней истории, и по территории, – считает эксперт.

Пандемия коронавируса сводит на нет усилия Таджикистана по достижению заявленных стратегических целей. Об этом заявил участник презентации, кандидат политических наук Бахри Бахриев.

- Достижение четырех стратегических целей – обеспечение энергетической безопасности; выход из коммуникационного тупика; обеспечение продовольственной безопасности и повышение продуктивной занятости; ускоренная индустриализация страны – из-за пандемии отложены на неопределенный срок, – считает политолог.

Также, по его словам, последствиями спада экономики в республике станут  рост безработицы и повышение уровня бедности. Возрастают и риски внешней задолженности – для покрытия растущего дефицита бюджета потребуются серьезные кредиты.

Старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Станислав Притчин акцентировал внимание на объективной необходимости расширения интеграционных направлений внутри Евразийского экономического союза. Это подтвердил в том числе опыт взаимодействия государств-участников объединения в период пандемии. Речь, в частности, о гуманитарном измерении ЕАЭС.

- Пандемия показала, что существует огромный запрос на взаимную поддержку, на принятие каких-то общих протоколов, на обмен опытом, не говоря уже про общие стандарты в здравоохранении. То же самое можно сказать о сфере образования. Да, эта сфера не является частью нашей интеграции, страны по собственным программа готовят специалистов, не принимая во внимание, что этим специалистам предстоит работать на общем рынке. Поэтому нужно разделять, где мы имеем популистскую риторику и «зарабатывание очков» на ЕАЭС, а где – насущные потребности всех государств объединения,– отметил С.Притчин.

Обстоятельными комментариями основные выводы представленного доклада подтвердила научный сотрудник Института экономики РАН, заведующая отделом экономики Института стран СНГ Аза Мигранян.

- На сегодня я могу прогнозировать только лишь инерционный сценарий развития для государств Центральной Азии, судя по тем стратегиям и тем действиям, которые предпринимаются руководством этих стран. И пандемия в этом контексте всего лишь форс-мажор, который обнажает уже имеющиеся проблемы, – резюмировала А.Мигранян.

В завершение коллегиального обмена мнениями Сергей Масаулов озвучил концептуальные выводы доклада «Центральная Азия: сценарии развития после пандемии».

Модель развития стран постсоветской Евразии, основанная на эксплуатации ресурсного потенциала и обеспечении относительной социальной стабильности за счет перераспределения ресурсной ренты, более не является адекватной. В складывающихся условиях это растущие риски внешнего вмешательства, причем как политического, так и политико-силового. Особенно если ситуация в американском, и западном в целом, ТЭКе станет угрожающей. Это угроза для ресурсных экономик в Центральной Азии, особенно для устремленных в автаркию, когда каждый сам за себя.

Негативные тенденции могут быть компенсированы либо смягчены расширением взаимной торговли, наращиванием экономического сотрудничества со странами ШОС, активизацией сопряжения ЕАЭС и ОПОП при условии принятия системных мер по стабилизации макроэкономической ситуации и созданию условий для дальнейшего экономического развития.

Полный текст доклада «Центральная Азия: сценарии развития после пандемии» можно скачать здесь.

 

Просмотров: 1105